Google+ Badge

понедельник, 22 декабря 2014 г.

Многообразие путей и форм человеческого знания.

Самопознание (рефлексия)


  • Осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков.
  • Результат: осознание человеком собственных форм познания, их предпосылок, анализ содержания и методов познания, строения и отличительных черт собственного духовного мира.
  • Невозможно в отрыве от познания окружающего мира. 

Мифологическое знание


  • Исторически первая форма знания.
  • Слитность логической сферы с эмоционально-волевой.
  • Не разделяет объект и субъект познания, вещь и слово, предмет и знак, происхождение вещи и её сущность.
  • Мифы: о сотворении мира, о добывании культурных ценностей, о вселенских катастрофах, биографические.

Обыденно-практическое (житейское) знание

  • Накопление знаний в процессе жизни и деятельности людей.
  • Основа: жизненный опыт, повседневная практическая деятельность.
  • Полученные знания очень прочны, хотя разрозненны и не систематичны.
  • Включает здравый смысл, приметы, верования, предчувствия, настроения и т.п.

Народная мудрость

  • Свод рецептов, правил поведения, выработанный народом в процессе своего развития.
  • Основные свойства: обобщение опыта, афористичность, здравый смысл.
  • Включает пословицы и поговорки.

Религиозное и философское знание

  • Выделились из мифа.
  • Религиозное знание основано на вере в сверхъестественные силы; не связано с рациональной деятельностью, не предполагает логические доказательства.
  • Философское знание имеет предельно общий характер (универсализм) и проверяет всё через доводы разума (критицизм).

Художественно-образная форма знания


  • Проявляется в искусстве.
  • Включает эстетическое отношение человека к действительности.
  • Познание мира посредством художественных образов, построенных по законам красоты.
  • Эмоциональность.

Социальное познание

Предмет социального познания - общество, социальные отношения.

  • Субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают.
  • Сложность самого объекта познания.
  • Возможности наблюдения и эксперимента в социальном познании ограничены.

Основные социальные науки.

  • История - изучает последовательность событий и причинно - следственные связи между явлениями.
  • Социология - изучает социальную структуру общества и общественные отношения.
  • Политология - изучает политическую власть, политические отношения, факторы политической жизни общества.
  • Юриспруденция - система наук, связанных с изучением правовой системы и правоотношений.
  • Экономика - изучает отношения в сфере распределения, обмена и потребления.

Научное познание

Познание,имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Основные характеристики:
  • Существенность ( ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции).
  • Объективность
  • Строгая доказательность (обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений)
  • Систематичность (сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов)
  • Целенаправленное использование средств получения знания 
  • Практичность 

Основные формы научного познания:

  • Научный факт (это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте)
  • Научная проблема (это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями)
  • Научная идея 
  • Гипотеза (это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам)
  • Закон (утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности)
  • Теория (это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области)

Источник:http://tetradiobshestvoznanie.blogspot.ru/2013/01/blog-post_17.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий